Японская компания Jatco входит в тройку лидеров по производству трансмиссий для легковых автомобилей и малого коммерческого транспорта
Владельцем является мировой авто-гигант Nssan которому принадлежит 2/3 акций,остальные не менее именитым Mitsubishi и Suzuki. Первоначально компания Mazda стояла у истоков зарождения будущего мирового трансмиссионного гиганта,в последствии покинула альянс. Все изделия Jatco имеют имеют клеймо <сделано в Японии>
Компания Ниссан одна из не многих в мире обладающих собственным производством автоматических трансмиссий,причём всех видов включая самые передовые электромеханические устанавливаемые на Nissan LEAF за которыми стоит несомненное будущее развитие на ближайшее десятилетия.И это подтверждено практически всеми мировыми брендами .
Джатко является вторым производителем по количеству коробок передач из трёх сохранившихся в Японии. На рубеже миллениума произошёл процесс сепарации от Ниссан для повышения продаж конкурирующим фмрмам .В списке которых оказались не только завсегдатые азиатские и американские но и большом разнообразии европейские концерны такие как VAG и PSA .
История Jatco начинается в 1970 году примерно в тоже время когда был создан основной конкурент из Айти. Но в отличии от него прототипом послужила не американская проблемная разработка, а созданная с чистого листа инновационная трёхступенчатая АКПП 3N71B с режимом Lock UP фактически уменьшающий потери топлива путём блокирования гидротрансформатора и масляной помпы для устранения проскальзывания в экономичном режиме.Коробка входит в число неубиваемых и многие конструктивные особенности перекочевали в 4-х и 5-ти ступенчатые АКП продольного расположения.При этом изначально была спроектирована под электронное управление переключения скоростей.Дальнейшим этапом развития Jato стал экономический кризис начала и середины 70-х годов когда пришлось слезть с трёхступенчатой классики и начать создавать многоступенчатые автоматы.
В конце 80-х простым автолюбителям стали доступны инновационные разработки из мира автоспорта,например турбонаддув и передовая система газораспределения «DOHC» что безусловно требовало применения новейших свежих решений для переваривания и передачи несравненно большего крутящего момента .
Тенденции переросли в причины уже теперь массового внедрения системы контроля за проскальзыванием муфт блокировки крутящего момента на выходном валу, а так же и прецизионной системы электронного управления переключением передач. В конечном итоге они ввели в обиход понятия интегрирования трансмиссии с двигателем через понижение крутящего момента и самопрограммирования. В это время в серию идёт первая в мире пяти-ступенчатая с системой электронного программирования АКПП RE5R01A, созданная в Jatco. С 1989 года она устанавливается на Nissan Laurel ,Infiniti Q45 и BMW E34 E36 Своей разработкой конструкторы добились хорошего разгона, высокоскоростной езды и наилучших экономических показателей.
Этап бурного развития середины и конца восьмидесятых характерен активными пробами серийного внедрения нового продукта на рынке агрегатов — бесступенчатых трансмиссий, CVT, кстати предложенных Леонардо ещё в конце XV века , но запатентованных лишь в 1886 и то неизвестным «ушлым дельцом» . И хоть активное оснащение ими автомобилей началось с Европы (DAF600 1958 года) , внутренний рынок Японии тоже последовал этой тенденции. Fuji Heavy Industries , применив в разработке стальной «толкающий»ремень, поставила «RE0F05A» от Джатко на однолитровую Subaru Justy в 1988 году. За ней, со своими CVT, последовали Ниссан и Сузуки в девяносто втором. Они применили те же джатковские вариаторы NCVT — «RE0F21A» и «RE0F21A»,соответственно. А в девяносто шестом и Хонда начала оснащение вариаторами M4VA своих Цивиков .
Независимый производитель трансмиссий Jatco сразу после сепарации 1999 года запускает в производство настоящую сенсацию для конкурентов — коробку передач CVT. Эта серия бесступенчатых коробок JF011E явилась для для Jatco примерно тем же, что китайцы для шведской или индусы для британской авто-индустрии ,все сразу пошло в гору.Компания практически полностью захватила рынок микролитражек А.В и частично С с поперечно расположенным силовым агрегатом JF015E-JF017E.География распространения огромна от участника альянса Рено и до американских Крайслер Додж
Новейший вариатор RE0F06A на время меняет вектор развития «коробочной» мысли а некоторые фирмы например Ауди переключаются на производство вариаторов. Джатко в начале двухтысячных становится безусловным лидером в производстве бесступенчатых трансмиссий CVT присоединив к себе одного из самых передовых производителя и денежного клана Mitsubishi вместе с его азиатскими и американскими подразделениями.Тем самым торпедировал планы главного конкурента Айсин,хотя попытки периодически продолжаются.